В работе репетитора часто встречается такая проблема: ученик за годы учёбы в школе привык «зазубривать» способы решения задач и, как только он сталкивается с задачей, то пытается в памяти найти алгоритм её решения вместо того, чтобы подумать над задачей и включить мышление. Эта стратегия может быть успешной только для того, чтобы сдать очередную контрольную и забыть материал. Однако для глубокого понимания предмета и успешного освоения математики эта стратегия губительна. Чтобы успешно освоить курс школьной математики и подготовиться к ЕГЭ, необходимо иметь хорошую математическую базу, не просиживать уроки в 5-9 классах и списывать д/з у соседа, а прилагать умственные усилия, делать домашнее задание самому и слушать объяснения учителя на уроке.
Вот что отвечает на вопрос «Чему учить: знаниям или пониманию?» известный российский и советский учёный-физик Сергей Петрович Капица: «Это вопрос очень серьёзный. Моя вся педагогическая практика на физтехе (МФТИ), система обучения физтеха — благодаря им мы довольно скоро пришли к выводу, что надо учить пониманию.
На нашей кафедре была такая практика: у нас не было билетов на экзамене, на экзамен можно было брать любые пособия, единственно, что сдавать необходимо было в одиночку. Человек приходил на экзамен с вопросом, который он сам приготовил и рассказывал то, что он понимает в этом вопросе. Это было нелегко — научить и студентов, и преподавателей такой практике, но это была наша цель. Потому что знания, особенно сейчас, очень легко получить из интернета или любого справочника, их слишком много и они быстро меняются, а понимание это то, что остаётся. Основная задача настоящего образования — научить пониманию, и успех физико-технического института, который показан мировым спросом на его выпускников, подтвердил это. Сейчас мы находим выпускников физтеха в банковской сфере, в управлении, в администрации — потому что мы научили пониманию».
У Айзека Азимова есть фантастическая повесть «Профессия», о далёком будущем, когда юношам и девушкам автоматически выбирают профессию по результатам машинных тестов, а после этого вместо длительного обучения профессии по книгам, лекциям и урокам, просто загружают в мозг «ленты» с информацией по выбранной профессии. Всё бы хорошо, но как только в профессии что-то меняется, нужно опять загружать новую ленту. Человек сам не способен придумать что-то новое и освоить новую сферу. Ничего не напоминает? Весь вопрос в том: а кто же придумывает эти нововведения и кто создаёт новые ленты? Главному герою Джорджу Плейтену объявляют, что он не способен к обучению по лентам и высмеивают его тягу к обучению по книгам, мол, «не хватает еще, чтобы ты начал дубить кожу для
своих башмаков и сам ткать материю для своих рубашек». Кем же станет главный герой? Продолжение можно узнать здесь.
Поэтому на уроках, нужно учиться понимать материал, думать над задачей самому: у кого как получается. Можно нарисовать условия текстовой задачи в виде картинки или записать в таблицу; можно проговорить устно условие задачи несколько раз.
Если вы будете пытаться «запомнить» ход решения задачи, возможно, вы и воспроизведёте её на ближайшей контрольной или самостоятельной, но пройдёт время, и вы забудете, как её решать, и на экзамене можете банально «заблудиться в трёх соснах». Поэтому, если вы выбираете специальность, связанную с математикой — экономист, инженер, и вам нужны высокие баллы на ЕГЭ, то необходимо учиться пониманию.
Добавить комментарий